Картина, в основе которой лежит популярный библейский сюжет очищения храма, является одной из самых известных религиозных картин Эль Греко и знаковой работой для католического преобразования искусства 16-го века. Стоит отметить, что это не единственная версия полотна, и автор изобразил по крайней мере еще четыре версии композиции.
Изгнание торгующих из храма, завершенное в Толедо, изображает историю “очищения” храма, которое происходит во всех Евангелиях. Сцена разворачивается в храме Иерусалима, где размещался рынок и выполнялись различные манипуляции с деньгами. На холсте Иисус в красных одеждах заявляет, что из дома молитвы, это место превратилось в вертеп бандитов, и разгоняет купцов и торгашей.
В центре картины расположен Христос, слева – купцы, а справа – апостолы. На заднем плане изображены два каменных барельефа, которые отсылают к изгнанию Адама и Евы из рая и жертвоприношению Авраама. Однако, ключевой фигурой все еще остается Иисус, наказывающий торговцев правой рукой, одновременно успокаивая апостолов левой.
Единичный случай использования красного цвета в картине изолирует Господа от остальных фигур, еще больше фокусируя на нем внимание зрителя.
Эль Греко заимствует некоторые элементы и приемы из работ художников Высокого Возрождения, в особенности Микеладжело, а также византийских произведений искусства. Тем не менее, стиль художника остается узнаваемым.
Чтобы подчеркнуть сказочный характер картины, интерьер освещается призрачным светом. Пестрые цвета сочетаются различными образами на фоне общей серости, которая присутствует в цветах кожи и стенах здания.
Дальновидный и неземной характер произведения отражает погруженность Эль Греко в глубокую религиозную среду Толедо. Его отличало видение религии. Греко считал, что потусторонняя образность лучше подходит для понимания духа и веры, чем натурализм и реализм.
Репутация и работы художника сделали его ключевым представителем испанской мистической живописи, породив не мало последователей.