Коллаж стал самым значительным вкладом Эрнста в формирование эстетики дадаизма. В своих коллажах Эрнст манипулировал узнаваемыми образами, трансформируя их в странные, порою казавшиеся зрителю лишенными смысла, композиции.
Впоследствии художник писал о том, что толчком к созданию коллажей послужил для него каталог учебных пособий, иллюстрированный самыми различными моделями. Они превращались в “элементы реального мира, соединенные в причудливой, абсурдной последовательности, приводящей в смущение глаз и разум, способной вызывать галлюцинации, при которых привычные предметы утрачивают или изменяют свое значение”.
Эрнст считал, что самым важным в коллаже является “искра вдохновения”, позволяющая художнику трансформировать отдельные элементы, объединяя их в определенной последовательности и сочетаниях. Создавая коллажи, Эрнст стремился к тому, чтобы на них не было видно никаких стыков между фрагментами.
Этого он добивался, закрашивая “швы” между элементами коллажа, либо репродуцируя готовую работу в виде фотографии или гравюры. Коллаж “Гидрометрическая демонстрация убийства с помощью высоких температур”, 1920 составлен из иллюстраций к научно-популярным пособиям. По духу ему очень близок коллаж “Избиение младенцев”, 1920 . Смерть и разрушение – вот основные темы этих работ. Вряд ли они могли быть иными – ведь Первая мировая война, столь сильно повлиявшая на мировоззрение художника, закончилась всего два года назад.
К технике коллажа Эрнст вновь обратился в конце 1920-х годов, создавая свои знаменитые “романы-коллажи” и большие самостоятельные работы – такие, например, как “Лоплоп представляет”, 1931.