Картина мастера болонского академизма Гвидо Рени “Избиение младенцев”. Размер картины 268 x 170 см, холст, масло. Вифлеемское избиение младенцев – событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа в Вифлееме.
Это – один из актов кровожадного деспотизма Ирода Великого, который, незаконно занимая иудейский престол, трепетал от одной мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Его не могла не поразить весть, что с далекого Востока прибыли в Иерусалим какие-то знатные путешественники – волхвы – и спрашивали, где родился царь иудейский, которому они хотят поклониться и принесть дары.
Ирод немедленно созвал совет из первосвященников и книжников, чтобы узнать место рождения опасного соперника. Ему было указано древнее пророчество, что местом рождения Мессии должен быть Вифлеем. Чтобы еще более увериться в местопребывании Мессии, Ирод призвал к себе волхвов, направил их в Вифлеем с просьбой, чтобы они, найдя там Мессию, сообщили ему в точности, где он находится: “чтобы и мне пойти поклониться Ему” – добавил царь.
Волхвы, по высшему откровению узнав о замысле Ирода, не возвратились к нему с желанною вестью. Зная только одно – что будущий царь иудейский еще грудной младенец, Ирод издал повеление избить в Вифлееме всех младенцев мужеского пола “от двух лет и ниже” . О том, как производилось это избиение, ничего не известно. По преданию, детей было избито 14000; память их чтится православной церковью 29 декабря.
Это избиение вполне в духе Ирода, который не останавливался даже перед убийством своих собственных сыновей и совершал всевозможные злодейства. Несколько странным кажется, что Иосиф Флавий, подробно описывая царствование Ирода, ничего не говорит об избиении младенцев в Вифлееме; но этот историк не был свободен от лести, заставлявшей его иногда ослаблять или замалчивать наиболее мрачные акты из жизни Ирода.
Намек на Вифлеемское избиение младенцев некоторые исследователи находят у Макробия, по словам которого “император Август, будучи извещен о том, что среди мальчиков от двух лет и ниже, избитых по приказанию Ирода в Сирии, был убит также и его собственный сын, сказал: “лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном”. Свидетельство это довольно позднее, но как смутное воспоминание об историческом факте оно не лишено некоторого значения. Избиение младенцев в Вифлееме нередко было предметом иконописных и художественных изображений, первые следы которых встречаются на мозаиках и миниатюрах не ранее V века.