В 1912-1913 годах де Кирико создает несколько полотен, на которых изображены типично итальянские городские площади. В этот период де Кирико пытается философски осмыслить окружающую действительность, его занимают загадки, тайны, мистика.
Живописец обращается к теме античности, для иллюстрации положений ницшеанской философии. На пустынных площадях мастер часто изображает статую Ариадны – символ грусти и меланхолии.
Строго следуя европейской живописной традиции, де Кирико в то же время привносит в свои полотна новые, личные элементы, а также только ему присущие формальные решения. На полотнах статую Ариадны окружают безлюдные галереи. Мотив арки, многократно повторяющийся и переходящий из картины в картину, столь же неотъемлем от системы символов де Кирико, как и образ башни.
Железнодорожный состав с маленьким паровозиком, над которым струится дым, намекает на сюжетную коллизию мифа об Ариадне. Place d’Italie: Melancholia – Джорджо де кирико В картине “Place d’Italie: Melancholia” композиция выстраивается с помощью теней от архитектурных элементов статуи Ариадны. А насыщенный по тону задний план вновь подчеркнут присутствием поезда. Этот образ символизирует Тезея, которому влюбленная Ариадна помогла выбраться из Лабиринта с помощью волшебного клубка…
Ариадна безутешна в своей тоске по безвозвратно покинувшему ее возлюбленному.
Горизонтальная полоса уходящего дневного света усугубляет печальный настрой композиции. Place d’Italia – Джорджо де Кирико “Place d’Italia”, созданная годом позже и хранящаяся в Галерее искусств Торонто, отличается от предыдущей работы жизнерадостным, светлым колоритом. Молчаливая статуя Ариадны – де Кирико В относящейся к этому же периоду картине “Молчаливая статуя Ариадны” активно используется игра света и тени… Художник обращается к новым живописным методам. Заостренные углы, некоторая схематичность статуи позволяют предположить влияние Пикассо.
Сама композиция тоже нова и необычна – первый план затемнен, как бы нарочито, искусственным образом наложен на фон. Взгляд притягивает эта тень, а потом он как бы проскальзывает в глубину картины к яркому свету.