Перед вами работа сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата ее исполнения – 1934 год, – это время перемен в личной жизни автора, и связанно оно с женитьбой художника на своей музе Гала. Именно это событие явилось точкой отсчета изменения стиля живописи и тематики полотен автора.
Они стали более вульгарными, с сексуальным подтекстом, извращенным восприятием всего того, что было связано с сексуальными отношениями и, не важно, с каким объектом.
Как утверждают биографы Дали, сексуальные тошнотворные сцены преследовали художника, начиная с той поры, когда тот был еще подростком. В дальнейшем поиски партнера для удовлетворения своих потребностей терялись и среди сексуальных меньшинств, и женщин значительно старше него. Свои предпочтения сюрреалист всячески проявлял в творчестве, порождая на свет, мягко говоря, развратные сюжеты с намеком на грязь в отношениях, разлагающиеся половые органы, болезненное влечение к мастурбации и так далее.
Представленная картина являет собой яркое подтверждение неуемной потребности Дали к сношению с чем попало, когда попало и как. Получая неистовое наслаждение от разврата и нечистоплотности действа совокупления, автор погружает в свой мир тех, кто стал зрителем его полотен. “Испарившийся череп содомизирует рояль на коде” олицетворяет собой то, что роилось в мыслях мужчины. Это тяга к некрофилии, переданной в образе исчезающего черепа, а также самоудовлетворению и насилию над кем-то одухотворенным и чистым, как, например, этот рояль.
Инструмент – предмет неодушевленный, однако он воплощает всю чистоту и радость музыки, сонетов, этюдов, с коими мы связываем нечто прекрасное и возвышенное. Несмотря на явное насилие кости над несчастным роялем, первый в свою очередь также испытывает боль, неудобство и растерянность, проникая сквозь закрытую крышку в раскладку октав. Вот почему череп “содомизирует”, о чем говорит художник.
Дальний план работы изрезан архитектурными формами. Не хочется зацикливаться на их значении. А вот еще одни герои события – люди, сидящие на террасе спиной к роялю, вызывают недоумение.
Не правда ли? Эти спины и затылки выражают полное равнодушие к разврату и чужой боли. впрочем, как и мы сами, порой остаемся слепыми к чужому горю.
Еще один штрих сюжета – это пустая лодка на песке. Это не было б так смешно, если бы не было так грустно. Рояль, к великому огорчению, не способен спаси себя на маленьком судне.
Не убежать, не скрыться от белой острой кости. Зачем Дали поместил лодку на берег? Быт может, это шаг к отступлению развратника в образе черепа?
Но зачем, ведь он уже исчезает и растворяется в собственной похоти…