В 1929 году Андре Бретон назвал Эрнста художником, который “обладает самым призрачным воображением в мире”. Эти слова были произнесены во время лекции, посвященной роману-коллажу Эрнста “Стоглавая женщина”, однако их в полной мере можно отнести и к картине “Искушение святого Антония”, победившей в конкурсе за право быть показанной в фильме, снятом по роману Ги де Мопассана “Милый друг”.
В изданном к конкурсу каталоге Эрнст писал о своей картине: “Погружающийся во тьму, слабеющий разум Антония кричит о помощи, но его крик ужаса лишь отражается эхом от спокойной поверхности воды и заглушается смехом чудовищ, порожденных воображением святого”. Эрнст изображает на своем полотне жутких монстров с клешнями и клыками, заживо пожирающих святого Антония. Эту картину можно считать кульминацией цикла работ, созданных Эрнстом в 1930-е годы, когда художник обратился к изображению дремучих лесов и чудовищ, желая передать охватившую его тревогу.
Своих чудовищ Эрнст пишет очень детально, в полном соответствии с традициями североевропейской живописи. Его картина напоминает полотна художника XV века Матиаса Грюневальда, хотя у Эрнста святой Антоний запечатлен в гораздо менее величественной позе, чем это было принято у старых мастеров.