Картина Луки Лейденского “Исцеление иерихонского слепца”, написанная им незадолго до смерти,- своеобразный итог его творческой деятельности. Она мало похожа на религиозные композиции предшествующей эпохи. В ней нет ни молитвенного настроения, ни торжественных репрезентативных фигур святых.
Подобно многим нидерландским живописцам начала XVI века, Лука Лейденский стремился порвать с традициями искусства прошлого и больше, чем кто-либо из современников, был охвачен поисками новых изобразительных форм, нового художественного языка.
Творческий путь мастера сложен, извилист, изобилует периодами успехов и неудач. Он не остался в стороне от увлечения искусством Италии, и триптих “Исцеление иерихонского слепца” свидетельствует о знакомстве с наследием мастеров итальянского Ренессанса. Многое заимствовано и у немецких собратьев, в частности у Дюрера.
Но главное, что составляет прелесть картин Луки Лейденского,- острый интерес к миру, внимательное изучение действительности.
Художник трактует евангельский сюжет как жанровую тему, превращает его в занимательный рассказ, изобилующий живыми сценками. Внимание зрителя привлекают подвижные, взволнованно жестикулирующие фигуры людей, одетых в яркие костюмы XVI века. Движение рук, поворот тела, мимика лица каждого персонажа остроиндивидуальны.
Одни ожидают чуда с нетерпением, другие – со спокойной уверенностью, третьи сомневаются в его возможности и беседуют о том, что может произойти.
Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине, и не выделяется из окружающей его толпы. Слева, среди зрителей, Лука Лейденский изобразил мужчину в красной шапке, с интересом наблюдающего за происходящим. В облике этого человека – большое сходство с “Автопортретом” Луки Лейденского из Брауншвейгского музея и, в особенности, с рисунком Дюрера 1521 года, воспроизводящим Луку.
Возможно, художник поместил автопортрет, что часто встречалось в произведениях нидерландской школы еще в XV веке. Если это предположение верно, то мы имеем здесь самое позднее изображение Луки Лейденского, умершего через два года после создания триптиха. Колорит картины светлый и звучный. Выделяясь на фоне темно-зеленой растительности, красные, желтые, синие, зеленые одежды действующих лиц создают пестрое, радующее глаз зрелище.
Контрасты освещенных и затененных участков определяют пространственную глубину композиции.