“Импровизация 28”. Основной леймотив произведения – крестовый поход против традиционных эстетических ценностей и мечты художника о лучшем, более духовном будущем через преобразующую силу искусства.
Кандинский сквозными схематизированными средствами изображает катастрофические события на одной стороне холста и рай духовного спасения на другой. Например, изображения лодки и волн это глобальный потоп, змеи и пушки появляются на левой стороне, в то время яркое солнце, и праздничные свечи появляются справа.
Художник стремился выразить внутреннее состояние и динамику рождающегося XX столетия. Переворот в сознании художника вызвало научное открытие о разложении атома. Кандинский писал: “Оно отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира.
Внезапно рухнули толстые своды.
Все стало неверным, шатким и мягким. Я бы не удивился, если бы камень поднялся в воздух и растворился в нем. Наука казалась мне уничтоженной: ее главнейшая основа была только заблуждением, ошибкой ученых… на ощупь искавших истину, в слепоте своей принимавших один предмет за другой”.