Квентин Массейс – один из крупнейших представителей антверпенской школы живописи. С него обычно начинают историю нидерландского Возрождения. Картина “Гротесковый портрет старухи” всегда привлекала внимание, по-разному интерпретировалась, долгое время как сатира на старость.
В этом ключе анализировался тот факт, что Леонардо да Винчи, питавший интерес ко всяким аномалиям, сделал с нее два рисунка. В данном ряду уместен гораздо более поздний пример – работа Б. Строцци “Старая кокетка” , хранящаяся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве.
В пользу такой трактовки говорит цветок в руке “герцогини”, традиционный символ бренности в европейской живописи. Но возможно и другое объяснение появления этого произведения. Как установили медики, на нем изображена женщина, страдающая болезнью Педжета – редким недугом, характеризующимся аномалией строения костей.
Если так, то работа – не карикатура, а раннее свидетельство заболевания, которое было изучено и описано сэром Джеймсом Педжетом лишь в 1877.
Картина в данном случае оказывается одновременно и “монументом” , и “документом” . И если первое – цель художника, то второе, как правило, – непроизвольное следствие творчества. Восприятие и оценка шедевра в значительной степени зависят от точки зрения зрителя.