Босх, помимо всего прочего, был и великолепным рисовальщиком. Именно ему – в среде североевропейских художников – принадлежит честь превращения рисунка в самостоятельный жанр. Оставив после себя около 40 листов рисунков, Босх превзошел в этом всех современников своего круга.
Его рисунки можно разделить на три группы.
Во-первых, это листы с набросками, заполненные многочисленными человеческими или фантастическими фигурами – как, например, лист “Гротесковые наброски”. Во-вторых, это этюды к картинам, чаще всего содержащие композиции из нескольких фигур. Наконец, в-третьих, это тщательно проработанные самостоятельные рисунки.
Почти все рисунки Босха выполнены кистью или гусиным пером и тушью и/или бистром – коричневым пигментом, получаемым при выварке сажи. Гусиное перо в те времена было практически неизвестным “инструментом”; введя его в технический арсенал, Босх выступил зачинателем новой традиции. Ее подхватили многие – в том числе Брейгель и Рембрандт.