На одной части этого диптиха, предположительно написанного после 1479 г., Ван дер Гус дает свою интерпретацию грехопадения Адама и Евы, на другой – изображает оплакивание Христа, а в целом настраивает зрителя на размышления о человеческом грехе и жертве, необходимой для его искупления. Сад Эдема, в центре которого мы видим тщательно выписанное Древо познания добра и зла, – традиционный образ зеленеющего рая. Ирис и водосбор, растущие перед Адамом и Евой, – цветы, которые ассоциируются с Девой Марией и Святым Духом.
Таким образом, в картине просматривается намек на их будущую роль в спасении грешного рода людского от последствий вкушения запретного плода. Согласно женоненавистническому средневековому представлению о Лживости, змию придано тело ящерицы и женская голова. Его изысканная прическа контрастирует с распущенными волосами Евы.
АДАМ И ЕВА. Согласно Ветхому Завету, Бог создал Адама из праха земного по своему образу и подобию и вдохнул в него жизнь. Затем он поместил Адама в Сад Эдема, запретив есть плоды с Древа познания. Бог создал Еву из ребра Адама, чтобы она была его женой.
Змий уговорил Еву познать добро и зло, вкусив запретный плод; Ева, в свою очередь, убедила Адама попробовать этот плод.
В тот же момент их глаза раскрылись и, испытав стыд, они прикрыли свою наготу фиговыми листьями. В наказание за первородный грех Бог изгнал Адама и Еву из Эдема. Сотворение, искушение и Грехопадение Адама и Евы были популярными сюжетами в изобразительном искусстве Средних веков и Возрождения, потому что с их помощью можно было выразить потребность людей в искуплении своих грехов через Христа.
Картины на эти темы часто создавали циклами.