Гойя принимает участие в защите своего родного города Сарагосы в войне с французами. Он создает свою вторую серию гравюр – “Ужасы войны”. Серия состоит из 85 листов.
Они обладают огромной выразительной силой документа, свидетельства очевидца этой героической борьбы испанского народа с Наполеоном.
Один из первых листов серии посвящен испанской девушке Марии Агостине, участнице обороны Сарагосы, стоящей на горе трупов и продолжавшей стрелять, когда все вокруг были уже убиты. Лист называется “Какая доблесть!”. Изувеченная толпа, разрубленные трупы, грабежи, насилия, расстрелы, пожары, казни – “художнику ни разу не изменили ни твердость руки, ни верность глаза в изображениях, которые и сейчас заставляют содрогаться самые крепкие нервы…”
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Художник широко использует контрасты света и тени.
Гойя прибегает к аллегории лишь в тех листах, которые посвящены периоду реакции, наступившему после 1814 года, когда он вновь вынужден говорить эзоповым языком. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления “против общего блага”…Серия завершается образами беспредельного пессимизма.