В 1872 году А. Сислей чаще всего работал в одном из пригородов Парижа, где написал три пейзажа, в числе которых и “Городок Вильнев-ла-Гаренн” – одно из лучших своих произведений. До недавнего времени эта картина называлась “Деревней на берегу Сены”. Своеобразие этой картины заключается в соединении приемов раннего импрессионизма с классической композиционной схемой, которая предполагает “кулисы” и затененный передний план.
Художник отказывается от эффектных перспектив, заменяя их параллельным расположением элементов картины. Темная оправа рождает не только ощущение глубины: благодаря ей более пленительным становится ласковый солнечный свет, которым залит противоположный берег. Да и вся картина кажется особенно искренней именно благодаря своей удивительной красоте.
Полотно вызывает в воображении облик и самого А. Сислея, каким его видели тогда жители этих краев. Он работал в тени деревьев, не замечая останавливавшихся за его спиной случайных прохожих. В “Городке” нет нарочитых художественных эффектов. Композиция построена предельно просто: река течет параллельно краю холста; за ней, тоже параллельно, протянулся противоположный берег, на котором в ряд выстроились двухэтажные домики.
В просвете между ними просматривается тихая деревенская улочка. Такая точка зрения увлекает в глубину пейзажа именно потому, что все изображенное зритель видит через просвет, открывающийся между стволами деревьев первого плана. Вот неподвижно застыла на реке лодка.
Падающая от нее тень на поверхности воды, кажется зеленой, хотя отражение неба окрашивает воду в голубой цвет. По склону берега, среди свежей зеленой травы, взбегают вверх желтые тропинки. Затененная густая листва деревьев, сквозь которую на траву падают лишь немногие теплые пятнышки солнечного света, обрамляет бледное небо.
А среди одинаково светлых домиков вдруг весело вспыхивает на солнце красный торец дома.