Картина “Гонец”. На холсте художник пишет историю настолько давнюю, что даже не сохранилось о тех временах достоверных данных. Только лишь отголоски 9 века, обрывки, мелкие крупицы собраны в “Повести временных лет”, которую с усердием изучал будущий великий живописец.
В те времена на славянских землях не было согласия – то набеги варяг, то внутренние стычки. И вот, узнав о предстоящем набеге, спешит гонец на тот берег реки с тревожным сообщением: “восстал род на род”. На полотне детально передана архитектура, верования и вся атмосфера той эпохи.
На холме стоит древнерусский городище, частокол вокруг него обвешен черепами коней – стародавний обычай для защиты от несчастий. Картина ночная, безмолвная, два человека в лодке так же тихи и задумчивы: на их веку сбывается христианское пророчество о войнах, остается лишь покорно следовать намеченному пути. Яркий серп луны выглядывает из-за пригорка и освещает округу. Люди тех веков – настороженные фигуры, меч при бедре.
Они скользят в ботике, выдолбленном из дерева. На картине точные археографические детали нанизаны на нить самой подлинной жизни.
Интересно, что эта картина была дипломной работой Николая Рериха. Она привлекал к себе внимание и П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи.