Гомер и его проводник Полотно французского академиста Адольфа Бугеро принадлежит к эпохе живописи, впитавшей в себя два направления – неоклассицизм и академизм. Смешение идеалов античного письма и салонного искусства породило на свет необычайной красоты полотна в исполнении живописца. Каждая картина Бугеро достойна созерцания и принятия сердцем, но в многообразии бытовых сюжетов и аллегоричных картин “Гомер и его проводник” выглядит наиболее реалистично и печально.
Слепой поэт, автор “Одиссеи” и “Илиады”, – Гомер, – предстал в работе худым и бледным старцем. Его тоску и глубокую тревогу разделил юноша – поводырь. Если Гомер слеп и его глаза изъедены слепотой, то мальчик, напротив, наделен огромными распахнутыми глазами полными зрячей тоски и тревоги за своего подопечного.
Сцена из жизни скитальца-поэта гнетет беспомощностью перед искушением прочих закидать камнями Гомера. Пара бодрых повес на дальнем плане беснуется над немощью старца. Хотя руки одного из мужчин, взметнувшиеся вверх, могут означать нарекание бродячим собакам. Вон они, там, на дальнем плане несутся черной сворой к скитальцам.
Дуэт из старости и юности Бугеро подкрепил ободранным псом.
Именно он доставил столько хлопот поводырю, перегородив дорогу. Однако его появление символично такой же бродячей жизнью, какую ведет поэт Гомер. Опасность, что подстерегает беспомощный дуэт еще впереди. О ней художник не упоминает, а лишь дает понять, что голодная стая вот-вот настигнет Гомера с мальчиком.
Ожидание лая, бросков и оскала собак предотвратила картина, сомкнув композицию на том этапе, когда можно еще что-то предпринять, например, бросить камень, зажатый в детской руке.
На фоне удручающей картины отдельным штрихом можно выделить работу, как шедевр живописи ее большим размером, яркими чистыми красками, сочетанием переднего и дальнего планов в едином тоне, без контраста, резких бросков теней. Палитра Бугеро угадывается легкой дымкой и естеством красок. Колорит работы очень теплый, дневной, практически невесомый.
Как жаль, что этот день омрачен бедой и слепой немощностью.