В 1929 году К. Малевичу 50 лет, он прожил долгую творческую жизнь, вкусил все тяготы неспокойного времени первых лет советской власти. В его живописи в этот период вновь появляются фигуры людей. Сам он называет подобный подход супранатурализмом.
Он все еще тяготеет к разделению мира на простые геометрические формы, а цвет передает не внешнее бытие персонажей, но их внутреннюю сущность.
Кто эта значительная личность на картине? Возможно это образ человека как понятия, или портрет современника, или автопортрет? В любом случае хотелось бы охарактеризовать его такими словами как сильный, выносливый, созидающий.
В картине присутствует множество различных диагоналей. Они и маленькие фигурки крестьян второго плана подчеркивают величавую неподвижность главной фигуры. Своими ритмами они словно выталкивают фигуру вперед. Создается впечатление, что человек становится все больше и больше и движется прямо на зрителя.
Единственное, что оставляет персонажа в пространстве холста – крест из двух диагоналей, линии взгляда и линий движения самолетов. Удивительно, если бы не было серого в правом глазе крестьянина, перекрестье бы не получилось!!
Основные выразительные средства здесь – это пятно и цвет. Интересно рассмотреть цветовую гамму. Если принять белый цвет как образ вечной жизни, красный как жизнь деятельную, материальную, а черный как смерть, пустоту, разрушение? Присутствует в картине и желтый – неземной, духовный, убрать его и изображение потеряет выразительность, звучность, станет напряженным.
Зеленый и синий играют второстепенную роль. Зеленый – цвет возрождения к жизни, цвет мира, надежды. Синий цвет здесь близок к фиолетовому, что эмоционально придает ему оттенки сдержанности, умеренности, также переводит на духовное начало.
Несмотря на кажущуюся необычность изображения людей у К. Малевича, напрашивается аналогия использования цвета с традиционным русским искусством, например с иконописью, костюмом. Кто сможет выйти за пределы своего материального существования? Да, произошла революция, все вокруг стремительно менялось и видение цвета у К. Малевича, скорее всего, было другое, но мир по сути своей оставался прежним…
Рассмотрим картину сверху вниз: самолеты в небе, скорее всего символ войны, они пронизывают цельность вечного бытия черными линиями, несут хаос, который останавливается на фигуре крестьянина. Человек по природе смертен, но имеет вечную природу и он полон жизни, творит ее здесь и сейчас. Человек, созидая, преодолевает хаос, он велик и он один из многих. Такой смысл угадывается в этой выразительной картине Казимира Малевича.