Талант и художественное мастерство Василия Тропинина были таковы, что многие принимали его портреты за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу “русского Греза”.
Василий Андреевич занял в московской культурной жизни ту нишу, которая до него пустовала, и стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников и гармонию, и противоречивость московской жизни. По замечанию А. Н. Бенуа, что для Петербурга значил Кипренский, то для Москвы, если не больше, – Тропинин.
Отсюда непринужденно-бытовая, “домашняя” интонация его портретов, ощущение близкого знакомства с моделями будто бы живущими по соседству. Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственным эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. “Портрет В. И. Ершовой с дочерью” – один из лучших у художника.
Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Однако при сохранении идеи произведения – показать душевное родство близких людей – вместо характерного для таких портретов намеренного выражения чувств с оттенком театральности, Тропинин передает непосредственное проявление материнской нежности и гордости своим ребенком. С любовью к маленькой модели выражено эмоциональное состояние девочки, доверчиво прильнувшей к матери, ищущей у нее поддержки.
Атмосфера теплоты и домашности качественно выделяет “Портрет В. И. Ершовой с дочерью” в ряду работ того же типа в русском и западноевропейском искусстве.