Ганс Бальдунг Грин создал много прекрасных алтарей. В немецком городе Фрайбург-в-Брайсгау есть знаменитый собор Богоматери, который называют Фрайбургский Мюнстер Главный Алтарь собора – знаменитое живописное произведение, которое мастер создал в 1513-16 г. г.
Алтарь по праву считается самым значительным произведением художника. Прекрасны лирические сцены из жизни Богоматери на створках алтаря и полная ликования центральная композиция Коронация Девы Марии. Яркие и смелые цвета, строгие и ясные композиции, сделали алтарь Фрайбурга одним из шедевров Северного Возрождения.
По форме это двухсторонний алтарный триптих. В течение года разные створки и алтарные картины открываются по определенным датам и праздникам, соответствующие религиозному событию. В течение литургическеского церковного года алтарь открыт, за исключением Рождества и Великого поста. Центральной частью Главного алтаря является Коронация Девы Марии.
“Коронация Девы Марии” – центральная картина алтаря. Средневековая религиозная живопись символична. Здесь нет случайных элементов и деталей. В картине отражена главная идея христианства – учение о Троице. Человеческим разумом Бог не постижим, но из любви к своему творению, Бог открывается и являет Себя человеку в трех Лицах.
Три божественных Лица это – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Дева Мария парит в окружении ангелов, которые радостно трубят в трубы, играют на арфах, лютнях, флейтах, исполняя гимн во славу Богоматери. Над нею голубь – символ Святого духа. Справа от Марии изображен Иисус Христос в красной мантии, под ней мы видим раны на его груди. На руках и ногах Спасителя также обозначены раны от гвоздей. Христос увенчан короной, символизирующей терновый венец.
Правой рукой Христос держит шар, в нем Мария видит свое отражение. Слева от девы Марии изображен седовласый Бог-Отец, увенчанный короной с драгоценными камнями. Бог-Отец, Иисус Христос коронуют Деву Марию.
Фрайбургский Мюнстер – это кафедральный католический собор. Следует подчеркнуть, что Фрайбург не поддержал Реформацию и его граждане остались католиками, которые отмечают Рождество 25 декабря. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества. Первое воскресенье Адвента – это начало церковного года.
Каждое последующее воскресенье будет праздноваться как второй, третий и четвертый Адвент. Заканчивается предрождественское время Сочельником 24-го декабря.
В период Адвента Главный Алтарь Фрайбургского Мюнстера закрыт. Закрытые створки образуют новую композицию из четырех панелей, где показаны лирические сцены из жизни Девы Марии.
Сейчас мы рассмотрим алтарные створки, которые открыты в период Адвента. Первая панель слева – Благовещение. Художник изобразил момент, когда архангел Гавриил явился Марии со словами “Радуйся, Мария, благодати полная. Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус”.
Яркий и красочный колорит картины производит сильное впечатление. Художнику удалось передать стремительное движение архангела – крылья, развевающиеся зеленые одежды и волосы. А Дева Мария, услышав благую весть, опускается на колени.
На второй панели показана Сцена встречи Марии и Елисаветы. Евангелие от Луки описывает встречу так: “Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: …благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!”. Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери ее будущее.
В чревах обеих женщин обозначены плоды, у Елизаветы – будущий Иоанн Креститель и у Марии – Иисус Христос.
Третья панель изображает Рождение Иисуса Христа. По цветовой гамме она резко отличается от остальных. Темный фон картины освещен только светом луны. Мария преклонила колени и молитвенно сложила руки. Ярко высвечивается фигурка новорожденного младенца Иисуса, и лик Марии освещен божественным сиянием, которое исходит от новорожденного.
Бальдунг Грин использовал художественный прием контраста, который усиливает эмоциональное воздействие всей композиции.
На четвертой панели показана Сцена Бегства в Египет. Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. Праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: “встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его”.