“Гималаи. Розовые горы” – работа зрелого мастера горных пейзажей, творца небесных и горных пространств – Николая Константиновича Рериха. Личность Рериха столь же велика и необычна, сколь возвышенны и таинственны создаваемые им художественные образы и мотивы.
“Гималаи. Розовые горы” написаны в 1933 году, и на данный момент полотно можно встретить в собрании Нью-йоркского Музея Николая Рериха. Небо и горы – были одними из главных символов художественной системы и мировоззрения Рериха. Художник уделяет большое внимание изучению, осмыслению и творческому созерцанию данных излюбленных объектов, пытаясь заметить и не пропустить ни малейшей детали.
Николай Рерих достаточно длительное время прожил в Индии, где с присущей ему глубиной ума и сердца воспринял культуру и природные образы этой страны. Гималаи явились тем объектом, который неоднократно наблюдал и изображал Рерих, будучи в Индии.
Рерих старался воплотить различные состояния и “настроения” Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие. Многоликой и своеобразной была и сама Индия, навсегда поразившая и захватившая воображение мастера. Горные пейзажи Рериха, на которых изображены Гималаи, привлекают особым колоритом, который выстраивается точно цветовая растяжка или “градиент”. И работа “Гималаи. Розовые горы” не исключение.
Само название картины заключает в себе ту компоненту смысла, которую призвано реализовать полотно, а именно – чувство цвета, чувство нежности красок, когда суровые неприступные горные вершины могут смягчить розовые нежно-сиреневые лучи солнца.
Розовые горы – это необычный образ, образ, который переворачивает стереотипные изображения гор и рисунки горных пейзажей. В систему традиционных художественных координат Рерих вносит идею чувства, идею духа, а не только истинности или же ложности изображаемого. Уровень истины – это то, что перед нами изображены великие Гималаи, мы узнаем эти горные очертания и нам знакомы эти великие линии и черты.
Уровень чувства открывает перед нами нечто большее.
Чувство рождается благодаря необычному цвету. Перед нами не типичные серые унылые горы-великаны, а особые, овеянные солнцем и воздухом розовые горы. Уровень духа позволяет нам на некоторое время почувствовать эту высоту, это возвышение над землей и близость к небу, к розовым, лиловым облакам, уйти в эти розовые мечты, мягкие, разноцветные грезы и сны.
Дать возможность своему духу почувствовать эту прекрасную легкость бытия. И пусть лишь на время, но уйти, убежать от гнета синих красок, грубых темных острых таких земных очертаний. Оставить на время земную, скучную твердь и потонуть в розовых туманах, так напоминающих то горы, то облака, а то и вовсе переливы ярких горящих на солнце атласных лент.
Полотно Рериха “Гималаи. Розовые горы” – это полотно – символ, пейзаж-символ. Эта живописная работа трехмерна, насыщена знаками, семиотична и сложна, как само творчество и личность художника.
Картины Рериха – это картины-размышления, картины-молитвы, картины-символы. Общее для работ автора – это открытость, одномоментность пространства и времени, ощущение “застывшей вечности”, стилизация и кажущаяся простота рисунка, чувственность на уровне цвета, строгость замысла и идей на уровне линий и композиции.