Самое эпичное и гневное произведение Пабло Пикассо – полотно “Герника”.
Герника – это город в Испании, который исторически принадлежит баскам. 26 апреля 1937 года испанцы были потрясены трагедией, развернувшейся на территории малоприметного муниципалитета – Герника была стерта с лица земли немецкой авиацией, легионом “Кондор”. На город было сброшено более 1000 бомб, и те участки города, которые не разрушили снаряды, в течение 3 дней попросту сгорели.
Погибших было очень много, более чем треть всего населения, выжившие остались без крова, под руинами погибло множество памятников старины и культурных артефактов.
Как ни странно, сам художник никогда не был в Гернике, однако, весть о трагедии впечатлила Пикассо чрезвычайно, впрочем, никто их испанцев не смог остаться равнодушным к новости об уничтожении целого мирного города.
Свой гнев и гражданскую позицию мастер воплотил в масштабном полотне, которое было представлено на Всемирной выставке в Париже. Сегодня можно только диву даваться – картина три на восемь метров была написана всего за месяц. Сохранились свидетельства, что автор мог проводить за работой по 12 часов в сутки.
Своим внушительным форматом и композиционным строением картина напоминает триптих – среди всеобщего хауса фигур и эмоций, можно выделить три четких фрагмента.
Картина написана маслом в черно-белых тонах и этим самым напоминает монохромную хронику страшных событий. Горе, страдание, ужас, отчаяние пронизывают полотно. Это, несомненно, трагедия общечеловеческая – вне места, вне времени, вне реализма.
Именно такой эту трагедию и изобразил Пикассо.
Действие происходит в тесном подвале, где “замкнуты” люди, звери и птицы. Набросочно представлен скупой, но характерный интерьер – потолочные балки подвала, плиты на полу, проемы окон и дверей. Передний план как бы подсвечен треугольником, охватывая главные персонажи.
Свет идет от символического глаза-лампы.
В центре треугольника изображена агонизирующая лошадь, к голове которой тянется чья-то рука со светильником. Под копытами умирающего скакуна лежит мужчина-солдат, тело которого разнято или разрублено на отдельные части. Колоссальное впечатление на зрителя оказывает зажатый в руке цветок, символ невинности, в сочетании с широко открытыми, но уже мертвыми глазами.
На руках мужчины можно рассмотреть стигматы, как подтверждение невинного убиенного человека. Единственный вооруженный воин на картине уже не может никого защитить – он убит, “съеден” изнутри, а в руке его торчит бесполезный обломок меча. К мертвому мужчине устремилась женщина, нога ее почти оторвана, а глаза устремлены к лампе.
Еще одним сильным по эмоциональному накалу героем является мать, вопящая над умершим ребенком, обвисшим на руках. Ее взор обращен к небесам, а рот застыл в нечеловеческом крике. Крохотные ножки и ручки, маленькие пальчики, запрокинутое личико – самый душераздирающий образ на полотне, квинтэссенция ужаса происходящего.
В картине преобладает необычная линейная перспектива. Кроме линейного построения, полотно, безусловно, обладает неким объемом и глубиной. В стилистическом плане также достаточно просто найти разночтения – откровенный кубизм сочетается здесь с элементами реализма.
Разглядывая полотно, неизбежно приходишь к ощущению того, что передний план разглядываешь как будто через прозрачную стеклянную стену – этакий аквариум, где в замкнутом пространстве разворачивается трагедия.
При первом “прочтении” работы сразу замечаешь быка и он тоже здесь неспроста. Минотавр, бык – это расхожий символ войны в Испании.
Если агония и страдания в картине проиллюстрированы явно и понятно, то главной загадкой остается причины всеобщего хаоса. Кто убил ребенка, изувечил мужчину, ранил лошадь, устроил пожар? Враг невидим, незрим, но неизбежен и неуловим.
Не понятно кому нужно противостоять, от кого бежать и спасаться – именно это и вселяет ужас.
Феномен Пикассо в работе – удивительное реальное ощущение ужаса, даже апокалипсиса при весьма условной технике, далекой от реалистичности.
Картину общество приняло неоднозначно. Некоторые свидетели утверждают, что к полотну были чаще повернуты спинами, однако, признание оно все же снискало. Так, например, Долорес Ибарурри Гомес была впечатлена увиденным, и заявила, что работа является громким обвинением фашизму и режиму Франко.
“Герника” принесла известность Пикассо на весь мир. К ней снова обратились после трагических событий в Нагасаки и Хиросиме. Полотно долго находилось в музее Прадо, как и хотел того сам Пабло Пикассо, но в 90-х ее перевезли в Мадрид.
И как полстолетия назад картина привлекает внимание и вызывает сильнейшие эмоции, возле нее можно стоять очень долго, находя в каждой ее части новые элементы и их прочтения, пронизанные болью и страданиями человеческими.