Картина итальянского художника Помпео Батони “Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком”. Размер картины 245 x 172 см, холст, масло. Геркулес, латинская форма имени Геракла.
В переносном смысле – человек огромной физической силы. Многие произведения живописца Помпео Батони, ведущего мастера римской школы неоклассицизма, связаны с тематикой гражданского и морального долга.
Картина “Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком” – одно из лучших произведений такой аллегорической тематики. Эту аллегорию создал в V веке до нашей эры философ Продик. Когда юный Геркулес пас стада своего земного отца царя Амфиона на Киферонских пастбищах, к нему явились две женщины, олицетворявшие Добродетель и Порок.
В картине художника Помпео Батони женщины представлены в образах Афродиты, богини любви и чувственных наслаждений, и Афины, богини мудрости и воинской доблести. Афродита соблазняла его радостями жизни, Афина призывала к ратным подвигам. Геркулес, после долгих раздумий, внял голосу разума и посвятил жизнь служению человечеству. О будущих подвигах Геркулеса напоминают путти у ног Афины. Путти держат палицу героя и львиную шкуру.
Тут же изображены трехглавый страж подземного царства Аида пес Цербер и семиглавая гидра. Строгая Афина указывает на храм на вершине скалы – аллегорию трудного пути к признанию доблести и славе. Нарядная Афродита протягивает Геркулесу розу.
У ее ног сложены атрибуты суеты и чувственных наслаждений: музыкальные инструменты, ноты, фрукты.
Добродетель – философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона. Порок, в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие “порока” выделяется из более древнего и внеморального понятия “скверны” . Порок – противоположность добродетели, персонаж средневековых и ренессансных пьес, аллегория невоздержания.