Бетховенский фриз – одна из самых значимых работ австрийского модерниста Густава Климта. Произведение представляет собой фресковую роспись на трех стенах продолжительностью 34 метра. Она имеет сложное сочетание пигментных материалов – позолоту, роспись стеклянной глазурью, казеиновую краску, – и заполняет пространство между архитравом и карнизом.
Фриз состоит из нескольких частей – левой, центральной и правой.
Перед вами левая сцена – “Тоска по счастью”. Фреска напичкана сполна олицетворениями человеческих эмоций и действий. Так, рыцарь – в золоте и с золотой кожей, – видимо, Добро, что вечно воюет с силами Тьмы и Зла, дева с лавровым венком – его Победа или Слава, и грустная, тоскливая и тощая женщина – Сострадание. Почему автор решил объединить именно эти эмоции и Победу?
Почему не обратиться к зрителю напрямую? Вот, дескать, Счастье, а вот – его Потеря и, как результат – Тоска по Счастью… Климт решил пойти путем трудным, дав возможность обывательской фантазии подключить свои эмоции и домыслить по-своему и утрату спокойствия, и тоску по миру, и вместе с тем по ушедшему счастью.
Немощное человечество в облике Сострадания еще тлеет надеждой о Счастье, которое Золотой Рыцарь добудет в нелегкой борьбе и лавры увенчают его голову.
Воображение Густава рисует не менее странные образы, навязчивые, вымученные, скупые. Несмотря на сложность письма и технологию стеклянной росписи, задумка, кажется, простой и беспроигрышной. Что может быть проще, чем игра на человеческих чувствах и нервах.
Вероятно, мастер не задумывался над тем, домыслит созерцатель его головоломку или нет.
Главное, что фреска зрелищна и всецело бесценна золотым убранством и блестящей глазурью. Она настолько сложна, по сути, насколько проста в художественном отпечатке. Вот Рыцарь, вот – Спутницы его, одна другой краше.
Красиво, дорого, зрелищно. Чтобы понять искусство Климта достаточно прочесть его строки о себе самом: “…Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины…”. Тогда остается один вывод – Климт – гений, понятный многим и никому одновременно.