Картина французского живописца Антуана Ватто “Французская комедия”. Размер картины 37 x 48 см, холст, масло. Картина также известна под названием “Любовь в французском театре”.
В начале XVII столетия наряду с итальянской комедией во Франции игрались пасторали, переделки для сцены пастушеских романов, и трагикомедии, пьесы как бы замещающие огромное пространство между комедией и трагедией.
Собственно комедии, скованные искусственным соблюдением единств времени и места, застыли на французской сцене и их форма не меняется до середины XVIII столетия. Писались они обыкновенно в стихах, что придавало еще большую искусственность. Зато стиль достигает высшего совершенства в “Мелите” и “Лжеце” Корнеля и в “Тяжущихся” Расина.
Наряду с совершенствованием стиля французская комедия приобретает и салонный изысканный характер; ее персонажи начинают говорить, как придворные Людовика XIV. Скоромные шутки классической комедии также изгоняются и дают место более изящному остроумию и игре слов.
Комедии делились на “Комедию характеров”, “Комедию интриги” и “Комедию нравов”. Эти названия давались, однако, произвольно, скорее по таланту авторов, чем по принципам замысла. Они намекают, впрочем, на этическое значение, какое старались придать комедии теоретики литературы, Корнель и Буало.
Сюжеты французской комедии черпались, однако, очень часто из испанских драматургов.
Из современников Корнеля и Расина выдаются Ротру, Скюдери, автор “Комедии актеров”, Томас Корнель, написавший “Госпожу Жобен”, и Кино, автор “Матери кокетки”. Отдельно стоит Скарон, с его неисчерпаемым остроумием, переходящим часто в шутовство. В его комедии “Тифон и Вергилий наизнанку” выдвинулся комик Жоделе, по имени которого названа третья пьеса Скарона, имевшая наибольший успех.
Мольеровская комедия отчасти возвращается к итальянским образцам, например, в “Сганареле” и “Проделках Скапина”, но в то же время вносит жизненную правду, типическую законченность в изображение действующих лиц.
Бессмертные комедии Мольера: “Тартюф”, “Мизантроп”, “Скупец”, “Жорж Данден” являются показателями высшего расцвета классической комедии. Из преемников Мольера более известны Отрош, автор “Доктора Криспина”, Монфлери, автор фривольных пьес вроде “Школы ревнивцев”, Бурсо, писавший так называемые comedies à tiroirs, и Барон, автор комедии “Счастливец”.