Сюрреалист Сальвадор Дали расценивается критиками двояко. С одной стороны – он гений, мастер перспективы, необузданный творец запрещенных сюжетов о том, о чем принято молчать или говорить шепотом, с другой – он нездоровый человек с извращенной отцом психикой, маленький мальчик в теле мужа. “…Дали хороший рисовальщик, … он отвратительный человек,” – говорил в своем эссе Дж. Оруэлл.
Темы картин Сальвадора испещрены символизмом, граничащим с эротоманией. Представленная картина “Фонтан” написана на дереве маслом в 1930 году.
Впечатление о произведении вызывает неоднозначные чувства. То, о чем кричит автор в композиции – великая тайна, читать которую каждый горазд в мер собственного мироощущения. Однако попробовать разобраться в символах – знаках, все же, попробуем. Фонтан, который стал центром сюжета, представляет собой нечто аморфное с намеком на геометрию.
Как обычно, автор прибег к искажению грубых прямых линий, поэтому емкость с лицом женщины на торце получилась восковой и податливой. Лицо получилось и страшным и сонным одновременно.
Безусловно, оно наводит ужас на героев, приписанных в нижнем левом углу. Не ясен до конца источник страха, либо – сама чаша фонтана, либо – то, что может извергать уродливое устройство. Неприкаянная фигура у стойки с ключами что-то ищет.
Ее худоба кричит о вечном голоде и мучении.
Одинокий пес стережет людей от побега, охраняя тишину. Безысходность читается в положениях тел и темной атмосфере картины. В палитре преобладают темные краски, тюремная сырость, пустота и холод. Ключи, что представлены справа в аморфноподобном шкафу с окошками, – источник свободы и толчок к побегу. Однако люди не стремятся отыскать нужный ключ, и прикованы к липкому полу в страхе ожидания.
Они практически умерли, высохли до анорексичной худобы. “Фонтан” – олицетворение замкнутой души в теле, томящейся “узницы” в склепе из костей и плоти.
Это странное отображение страхов и вечного ожидания плохого конца. В произведении заточен сам Дали с его нездоровым интересом к некрофилии и копрофаги, однако общество принимает самого гения и его талант. Значит, “…общество имеет какие-то изъяны…”, как писал некогда Оруэлл, а “…Дали – одно из ярких тому свидетельств…”.