Картина “Фламандские пословицы” или “Нидерландские пословицы”. Некоторые приемы босховской живописи – большой размер холста и мелкий – фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля, представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Картина с изображением нидерландских пословиц – “энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком”, – включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний.
Великий интеллектуал Северного Возрождения Эразм Роттердамский в 1500 году опубликовал пословицы, а также афоризмы из античных философов в своей первой книге, именно с таким названием – “Пословицы” . В 1564 году Рабле в “Гаргантюа и Пантагрюэле” изобразил Остров пословиц. А меж этими датами, в 1559 году, нечто вроде Деревни пословиц создает нидерландский живописец Питер Брейгель Старший – Брейгель Мужицкий.
Эта картина так и называется – “Нидерландские пословицы” . Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр! Попробуем на небольшой репродукции рассмотреть хотя бы некоторые сюжеты.
Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – “рай дураков”! Ниже по скату – лучник “пускает вторую стрелу, чтоб найти первую” . Часть крыши лишена черепицы – “у крыши есть обрешетка” .
Внизу слева мужчина в голубой рубахе – “кусающий колонны” . Рядом дама расправляется с рогатым субтильным джентльменом: “она может даже дьявола привязать к подушке” . Над этой сценой – женщина, в одной руке несущая ведро, в другой – дымящуюся головню: “у нее в одной руке огонь, в другой – вода” . Внизу справа – человек пытается ложкой собрать что-то выливающееся из котла: “тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно” .
центре композиции исповедующийся под сенью: “он исповедуется дьяволу” . В той же исповедальне мужчина в красном колпаке “держит свечку для дьявола” . Тоже в центре, еще ближе к зрителю – женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ – “она обманывает его” . Слева от этой яркой пары – две прядильщицы: “одна прядет пряжу, другая сучит” . Человек в белой рубахе орудует лопатой : “он зарывает колодец после того, как теленок уже утонул” .
Справа от этой миниатюры – мужчина в окружении свиней. Занимается таким привычным делом – нарушает евангельское предостережение “не бросайте жемчуга перед свиньями” . Вверху, на башне – мужчина “бросает перья по ветру” . Его приятель тут же “держит плащ по ветру” . В окошке башни женщина – она “глазеет на аиста” . Лодка в верхнем правом углу – для того, чтоб напомнить о пословице “легко плыть по ветру” . А лодка с гребцом несколько ниже – напоминает о пословице “тяжело плыть против течения” .
Персонажи миниатюр, составляющих картину, висят между небом и землей; бросают деньги в воду ; бьются головой об стену; кусают железо ; загораживают сами себе свет; садятся меж двух стульев или на горячие уголья; водят друг друга за нос… Щеголь в розовом плаще вращает на пальце земной шар – “мир вращается на его большом пальце” ! А у его ног – оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар – “приходится кланяться, чтобы преуспеть” . Обратите внимание – у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: “мир вверх ногами” . А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: “он справляет нужду на мир” … Вот так, кстати, выстраивается композиция всей картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим.
Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Оказывается, Брейгель в “Нидерландских пословицах” – вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника. А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в мой обзор, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение.
Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса – в нормальном и перевернутом виде. Мир картины – это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно.