МЕЛАНХТОН, ФИЛИПП, немецкий гуманист, евангелический реформатор и первый теолог-систематик лютеранства. Родился Меланхтон 16 февраля 1497 в Бреттене. Он доводился внучатым племянником известному гуманисту и гебраисту Иоганну Рейхлину и по его настоянию поступил в латинскую школу в Пфорцхайме, а затем в университеты Гейдельберга и Тюбингена, в последнем он начал свою преподавательскую деятельность. Меланхтон изучал труды Платона, Аристотеля, Уильяма Оккама.
До знакомства с Лютером углубленно занимался схоластической теологией и церковной этикой. 25 августа 1518 Меланхтон приехал в Виттенберг, где с успехом преподавал и классические, и богословские дисциплины, отстаивая евангелическую истину средствами ренессансного гуманизма. Вскоре он приобрел авторитет одного из лидеров Реформации.
Его труд Основные истины теологии был первым трактатом по протестантской теологии.
С рейхстага в Шпейере и до смерти он был главным представителем протестантских кругов на всех главных религиозных диспутах. В 1528 его программа начального обучения и другие педагогические начинания закрепили за ним славу основателя протестантских народных школ. Он много занимался подготовкой учителей, писал учебники и способствовал реорганизации многочисленных школ и университетов – не случайно за ним закрепилось почетное прозвище praeceptor Germaniae. В составленном им Аугсбургском исповедании, основном протестантском символе веры, Меланхтон стремился примирить протестантов и католиков, разъясняя евангелическую истину и убеждая в необходимости сохранения единства христиан.
Выдающимся теологическим трудом явилась его Апология Аугсбургского исповедания. Различия во взглядах Меланхтона и Лютера сводились к трем моментам. 1) Если Лютер говорил об “оправдании только верой”, то Меланхтон опускал в этом сочетании слово “только” и подчеркивал важность добрых дел как необходимого плода веры, хотя и не ее причины. 2) В 1527 он пересмотрел свое отношение к “стоическому детерминизму”, лежащему в основе учения о предопределении, причем новое издание Loci communes свидетельствует о том, что он вообще отказался от жесткого детерминизма.
Исходя из нравственной ответственности и своего понимания Писания, Меланхтон настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три совместно действующие причины обращения – Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю.
Эта концепция часто подвергалась критике, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению. 3) Меланхтон не разделял учения Лютера о “реальном присутствии” Христа в евхаристии. После 1530 он разработал вероучительную концепцию “реального духовного присутствия”. Споры по поводу учения о евхаристии поставили под угрозу его дружбу с Лютером, позднее его обвинили в криптокальвинизме. В 1548 в споре о “безразличных” вещах Меланхтон твердо придерживался своих собственных и прежних лютеровских взглядов: оправдание верой по Писанию – это главное, прочие вещи – допустимы. Лютеранский теолог Флаций Иллирик, противник гуманистов, обвинял его в ереси и отступничестве.
Умер Меланхтон в Виттенберге 19 апреля 1560.