В 1925 году Пикассо всерьез увлекся сюрреализмом. Он и до этого был близок к основным постулатам этого направления – освобождение разума от логических структур, классической перспективы, стремление к безграничному обнаженному сознанию и психологическому автоматизму.
Однако на выходе сюрреализм Пикассо получился иным, нежели в своем традиционном представлении. У Пикассо он пластичный, эмоциональный, гармоничный, со сложным колоритом.
Картина “Фигуры на пляже” или “Поцелуй” – одно из самых известных работ, написанных в технике сюрреализма. На полотне изображены две фигуры, тела которых переработаны в сложные геометрические формы. Четкие линии, световые контрасты, идеально выточенные детали формируют сплетающиеся фигуры.
На полотне господствует ярко выраженный, даже агрессивный эротизм.
Как всегда художник искаженно изображает женщину, но в это работе она приобретает хищный, угрожающий характер. Разложив женское тело на составные части, преобразовав их в идеально гладкие, острые элементы, героиня на полотне представлена как некий монстр.
Акцент в работе сосредоточен на лицах героев – широко раскрытые рты, тянущиеся друг к другу почти соприкасающиеся языки, острые ровные зубы.
В сюжете можно угадать авторскую галлюцинацию, переходящую в импульсивное движение вплоть до кричащей истерии.
Биоморфные фигуры создают вокруг себя притягательную атмосферу, которая заставляет рассматривать элементы работы очень долго и мысленно соединять эти “распавшиеся” куски двух фигур.
Картина написана в ярких тонах – солнечный желтый и насыщенный голубой, на фоне которых коричнево-черный колорит рисует главных героев произведения.
Работа имеет множество трактовок: некоторые усматривают в нее порицание похоти, другие утверждают, что она воплощение страсти, третьи усматривают в ней личное отношение мастера к плотским утехам.
Как бы то ни было, картина “Фигуры на пляже” стала весьма знаковым произведением, так как именно она послужила толчком к созданию скульптур и вообще обращение великого художника к пластическим формам искусства. Пикассо увлекся созданием артефактов из проволоки, гвоздей, детских игрушек, обломков мебели, картона.
Сегодня эту необычную и смелую работу можно увидеть в музее Пабло Пикассо в Париже.