Джотто бедно представлен в музеях мира. Лишь “Мадонна Оньиссанти” экспонируется в галерее Уффици во Флоренции. Несколько других музеев располагают панелями, которые приписываются Джотто или считаются вышедшими из его мастерской.
Лучшие работы Джотто дошли до нас в виде фресок.
Известны три храма, расписанные художником. Относительно авторства фресок в церкви Сан-Франческо в Ассизи у специалистов имеются разногласия, а фрески во флорентийской церкви Санта-Кроче сильно повреждены. Лучше всего сохранились фрески, созданные Джотто в капелле дель Арена в Падуе.
Они и дают достаточно полное представление о творчестве великого художника.
Капелла получила свое название по месту расположения – там, где она сейчас стоит, некогда располагался античный амфитеатр. В 1300 году этот участок земли купил богатый житель Падуи Энрико Скровеньи и выстроил на нем роскошный дом с прилегающей к нему с южной стороны церковью. Дом не дожил до наших времен; церковь же сохранилась.
Северная сторона капеллы словно специально была создана для росписей. Да и вся капелла спроектирована с этим “умыслом” – интерьер ее прост, здесь нет ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Снаружи церковь столь же проста.
По сути, она представляет собой каменную коробку для хранения фресок.
Автор проекта нам неизвестен, но высказывалось мнение, что к этому мог приложить руку сам Джотто. Неизвестна и точная дата постройки церкви. Приблизительно: начало строительства датируется 1303 годом.
В 1305 году капеллу освятили. Построенная церковь была посвящена Марии Милосердной. Энрико Скровеньи говорил, что возвел ее в честь Девы Марии и Падуи – в надежде спасти тем самым свою душу и души своих предков. На то были свои причины – отец Энрико, Реджи-нальдо, был настолько свирепым ростовщиком, что священники не позволили захоронить его тело в церковной ограде.
Об этом человеке повествует в своей “Божественной комедии” Данте, показывая его душу пребывающей сначала в аду, а затем, стараниями Энрико, перемещенной в Чистилище.
Основная часть цикла, созданного Джотто, состоит из 34-х сцен, написанных в три яруса на северной и южной стене капеллы. В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны. Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа.
Третий ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении.
Ниже этих основных сцен написано 14 аллегорических образов добродетелей и пороков. Любопытно – они расположены как бы “смотрящими” друг на друга. Над входной дверью, пробитой в западной стене, помещена большая сцена Страшного суда.
У основания этой фрески Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего уменьшенную в масштабе капеллу Деве Марии.