Триптих создавался для украшения интерьера дома одного из меценатов Морозовых. Сюжет хорошо известен не только, как основа многочисленных литературных произведений, но и благодаря опере Гуно. Художник часто обращался к оперным сюжетам и любил “писать” музыку.
Первая часть – молодой ученик и враг рода человеческого.
Контраст двух образов разителен, конфликт работы в противопоставлении чистой юности, жадной до всего нового и неведомого. Центральная часть триптиха – прекрасная Маргарита. Мастер писал эту часть работы со своей жены.
Ее вполне можно охарактеризовать, как гимн чистой любви и красоты.
Завершает триптих – зрелый образ Фауста. Логично остановившись на ключевых моментах произведения великого поэта и композитора, мастер обращает внимание зрителя на важнейшие моменты жизни каждого человека. Здесь и неопытная юность, подверженная влиянию порока, и чистое светлое чувство, и заслуженно мудрая зрелость.
Монументальность идеи триптиха соответствует и монументальности ее воплощения. Три самостоятельных панно, связанных одной большой темой.