Братья Гонкур писали о творчестве Антуана Ватто: “Ватто обновил природу очарования. Грация, которую мы встречаем в его произведениях, не есть продолжение античной грации – определенной и осязаемой красоты мраморно-совершенной Галатеи. Это исключительно пластическое волшебство и материальный блеск Венеры.
Это некий неопределенный аромат, намек, который придают женщинам их обаяние, кокетство и обольстительность, и который гораздо больше, нежели красота исключительно телесная.
Сущность этого различия в улыбке контура, душе формы, одухотворенности лица”. При всей “нестрогости” этого определения, в нем уловлено именно то, что составляет сердцевину дарования мастера, – отказ от “законченного совершенства” в пользу минутного, зыбкого очарования.
Это очарование тем более манит, тем более влечет поддаться себе, чем яснее видятся в нем его “несовершенство” и “небесконечностъ”. Оно не дает утешения, не обещает спокойствия, ни даже надежды. Оно – не воздух, не хлеб и не ключевая вода, но чем-то оно необходимо.