“Экстаз святого Франциска” является работой итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо.
Картина является первым полотном Караваджо на религиозную тему. Датируется 1595 годом и была создана после того как кардинал Франческо Мария-дель-Монте стал покровителем художника. Она считается одной из первых картин, выполненных Караваджо в статусе “художника Дель Монте”.
Изображен на картине святой Франциско Ассизский в момент получения ран, оставленных в теле Христа при распятии.
В 1224 году Франциско удалился в пустыню с небольшим числом своих последователей, чтобы созерцать Бога. Ночью на склоне горы брат Лео увидел шестикрылого серафима, который спустился вниз в ответ на молитвы Франциско, чтобы тот смог узнать страдания Христа и его любовь.
Внезапно появился ослепительный свет. Будто небеса разверзлись и, разбрызгивая всю свою славу, обрушили водопад цветов и звезд. В центре этого яркого водоворота ослепительно мелькнул лучик и упал прямо перед остроконечными скалами, на которых стоял Франциско. В свете открылась фигура с лицом Иисуса и крыльями, два из которых были объяты огнем и направлены вверх, два других открывались в горизонтальном направлении, а последние шли вдоль фигуры.
Сверкающие раны несли выражение сверхъестественной красоты и печали.
Вдруг, потоки огня из ран ангела пронзили руки и ноги Франциско, будто гвозди, в его тело вонзился луч света, и кровь хлынула из ран. Франциско издал могучий крик, наполненный радостью и болью. Пламенный образ, будто зеркало, отражал фигуру.
Затем ангел исчез, а окровавленный Франциско упал на землю.
Картина Караваджо менее драматична. Шестикрылого серафима тут заменяет ангел с двумя пернатыми крыльями. Ни насилия легенды, ни луж крови, криков, огненных образов Христа тут нет.
Нежный ангел держит упавшего святого и своими размерами кажется больше. Спутники Франциско почти невидимы в темноте на заднем плане.