Это полотно особенно хорошо дает представление об особенностях портрета в искусстве классицизма, об аллегории и символике – характерных особенностях искусства этого времени.
Сам Левицкий пояснял так: “Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св.
Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю”.
В этой картине проявляются черты зрелого классицизма: четкость деления на несколько пространственных планов, насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, сдержанность, пластичность скульптурных форм и использование различных аллегорических приемов. Полотно изображает Екатерину II в белой, красиво отливающей серебром атласной одежде, она предстает перед нами будто античная женщина, с сильными величественно-плавными движениями и приветливой улыбкой.
Она – прекрасна и торжественна. Левицкий создает образ идеального правителя государства. Сдвинутый ковер, бледно-желтые переливы атласа, горностаевая мантия за правым плечом еще более усиливают впечатление от изображенной на полотне величественной императрицы.