Страсти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине “Ecce Homo” . Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами. Обмен репликами между Пилатом и толпой передан с помощью надписей. “Ессе homo” , – говорит Понтий Пилат, глядя на согбенную фигуру Христа.
“Cruciflge eum” , – поднимается снизу надпись, обозначающая ответ толпы. Эти слова, а также краткая молитва: “Salva nos XPE redemptor” , исходящая от несохранившихся фигур донаторов, написаны золотом. Что может доказывать эта трогательная деталь, как не великое благочестие непостижимого Босха?
Дворец Пилата Босх помещает в пейзаж типичного нидерландского города : евангельская легенда облекается в плоть современной художнику и зрителю повседневности. На переднем плане, слева от толпы, едва просматриваются изображения двух донаторов, фигуры которых впоследствии по неизвестным причинам были стерты.