Французский живописец и график, представитель академической школы живописи, – Жан Огюст Доминик Энгр, – написал полотно “Джанчотто настигает Паоло и Франческу” в период своего становления и, как говорят критики, с уже сформировавшимся стилем письма. Сюжет работы был необычайно популярен в европейской живописи XIX века, но рассматривался, как миф либо красивая история о несчастной любви реально существующих персонажей.
В основе главной темы работы Энгра лежит сцена разоблачения неверности жены Франчески ее нелюбимым супругом Джанчотто Малатестом, правителем Римини. Парадокс судьбы, но любовником красавицы был родной брат Джанчотто, – Паоло. По реальным рассказам толпы, либо ее буйной фантазии, разгневанный супруг, тот, что замахивается неким орудием на своего соперника, застиг сладостную сцену поцелуя в замке Градара в итальянской провинции.
Однако есть другие версии месторасположения событий – это Римини либо Пезаро.
Не делая дальнейших отступлений, можно вынести предположение, что в своей работе Энгр предпочел Градар и изобразил его мрачный интерьер с геометрическим узором стен. Иллюстрация построена на контрастах. Это касается не только цветового решения, а также образов – охристой бледности старика, с испещренными морщинами мрачным лицом и свежести молодых тел, яблочного румянца и белизны кожи.
Как обычно, автор не зацикливался на мелочах, предпочитая крупные детали.
Однако внимание к украшениям и нюансам одежды Энгр пустил в ход с мастерством ювелира. Здесь и открытый кошелек на длинной цепочке на запястье Франчески, и тонкий клинок сабли в ножнах, остроконечная обувь. А вот наряд красавицы передан не совсем точно, представляя собой костюм европейской дамы более позднего периода, хотя прорези на локтевых участках – характерная деталь для одежды XIII века, но женское платье-роб выглядело не так.
В работе использованы охристо-красные цвета, алые, кирпичные и коричневые.
Оттеняет сгусток теплых красок одежда Паоло с лазурным сюрко и желтой котте. Пожалуй, этого контраста в красках достаточно, чтобы не заглушить простоту композиции и построения сцены. Что же касается дальнейшей судьбы героев, то сцена предшествовала скорому убийству обоих виновников гнева Джанчотто. Он заколол их – свежих, благоухающих и влюбленных – Франческу и Паоло.