Поэтами дома Венеции сравнивались с “морскими птицами, свившими свои гнезда наполовину на земле, наполовину в море”. Эту двойственную натуру родного города Каналетто выразил лучше кого бы то ни было. Он запечатлел в своем творчестве волшебство Венеции, будто сотканной неким кудесником из света, воды и камня.
Свет, льющийся с полотен Каналетто, слепил современников. “Его картины сродни картинам Карлевариса, – писал своему патрону один из перекупщиков, – но только на них вы сможете увидеть настоящее венецианское солнце”. Карлеварис тоже пробовал писать лазурное небо Венеции, но единая композиция, гармонично соединившая бы прозрачный воздух с собственно архитектурой, ему не давалась. Каналетто, напротив, добивался этого, казалось, без особого труда.
Эта неустанная игра света поразительна.
И она встречается буквально везде – в качестве иллюстрации приводим пейзаж “Дворец дожей и набережная Скьявони”. Каналетто умел мастерски изображать тень, отбрасываемую домами или фигурами прохожих. Он также великолепно передавал прозрачность венецианских каналов, ярким свидетельством чему является картина “Большой канал: вид от Ка Фоскар”, ок. 1735 .