Кем-то остроумно и метко подмечено, что художник всю жизнь, в сущности, пишет одну и ту же книгу, лишь слегка варьируя ее. После того, как Поль Гоген решил порвать с “прелестями” современной ему урбанистической цивилизации и в поисках вдохновения уехал на Таити, в Полинезию, его живопись словно обрела второе дыхание.
Он сознательно искал вдохновения в искусстве примитива – ведь к тому времени искренность, чистота и природная сила почти исчезли из западноевропейского искусства. Подражать природе Гоген не стал – для этого он был слишком самобытен. Однако именно тот земной рай, который открылся ему на Таити, стал неиссякаемым источником новой творческой энергии.
Гоген не боялся повторяться. Так, его совсем юная таитянская жена Техура фигурирует на многих полотнах в качестве героини и натурщицы. В глубине картины “Две женщины” появляется всадник с другой картины.
Угадывающийся в глубине вечерний пейзаж по цветовому колориту тоже типичен для постимпрессионистского стиля Гогена.
Сидящий в дверях пес навострил уши – верный знак того, что он начеку, вот-вот произойдет что-то важное. Фигуры двух папуасок нарисованы таким образом, что одна вполоборота к нам – как раз та, у которой цветы в волосах и которая отчасти напоминает Техуру, другая гораздо старше – с тяжелым, мрачным взглядом. Некую загадочность картине придает изображение в правом верхнем углу – там угадывается отодвинувшая занавеску третья женщина, но уже явно европейского происхождения.
И трудно понять – окно ли там, картина ли, а может, просто видение из иного мира – ведь среди синего, фиолетового и зеленого эта фигура выглядит бледной тенью.