Нижегородский художественный Музей, Нижний Новгород, Россия.
Избрав в искусстве путь “поэтизированного реализма”, Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни. В нестеровских картинах весьма часто не пейзаж сопровождает сюжет, а сюжет способствует проявлению пейзажной идеи. Любование природой, ее притяжение хорошо читается в картине “Два лада”, навеянной известным стихотворением А. К. Толстого.
В лучших своих картинах художник стремился к предельной для него духовности. Нестеровский образ Руси рождается в слиянии души человека и очеловеченной художником природы.
Путем к обретению единства человека и природы, поэтического раскрытия ее “души” для Михаила Васильевича Нестерова стало обращение к народной сказке и легенде. Известно, как увлекала Нестерова сказочная тематика, когда он в начале своего творческого пути в 80-х годах XIX века занимался иллюстрациями.
Попытка найти “душу” русской природы в сказочности осуществлена художником в картине “Два лада”. Это пейзаж душ влюбленной пары, и он полон их весеннего счастья, их нежной любви. Это пейзаж сказочной лирики и лирической любовной песни.
И сравнивая его с натурным этюдом, по которому он писался, мы видим идеализацию природы в глазах людей, находящихся в том счастливом состоянии, когда мир становится сказочным во всей своей реальности. Здесь перед нами открывается именно “пейзаж души”, пейзаж-песня, сказка.
Нестеровская природа одухотворена. Образ мыслился слитно: тема должна звучать и в персонажах и в пейзаже. Эта картина – двойной портрет, портрет-диалог, в котором два полярных характера, как две мелодии в музыке, находятся в единстве контрапункта.
Художник сумел показать, как любит он “русский пейзаж, на фоне которого как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу”.