Влияние Сальваторе Роза было необыкновенно разнообразным и мощным. Он гораздо шире, чем современные ему живописцы, трактовал многие темы, активно осваивая сюжеты поэзии и драмы, сцены человеческих страстей и разбоя, интересуясь заодно музыкой и политикой своего времени. Его привлекали персонажи, рожденные под знаком Сатурна – мрачные, мятежные, гениальные.
Человеческий гений стал важной темой этого мастера, словно он жил в эпоху 1800 г. Внутренняя тяга к неизведанному и невыразимо загадочному вызывала стойкий интерес Сальваторе Роза ко всему причудливому, необычному, в том числе и к черной магии. Он не останавливался перед нарушением условностей и до известной степени случайно стал одним из первых художников, изучавших соотношение красочных тонов непосредственно на природе. Не удивительно и весьма характерно для Сальваторе Роза, что и в природе он ощущал нечто гибельное и зловещее.
Влияние этого мастера на многих серьезных художников XVIII в. оказалось глубоким, возобновляясь вновь и вновь.
Сюжет, представленный здесь, типичен для Сальваторе и до него довольно редко изображался. Библейский царь Саул, изгнавший из страны волшебников и гадателей, во время войны с филистимлянами испугался, что будет побежден ими. “Увидел он стан Филистимский, и испугался, и крепко дрогнуло сердце его” . Царь пожелал обратиться к волшебнице, и слуги отвели его, переодетого, глубокой ночью к волшебнице в Аэндоре. Царь Саул попросил ее: ” …поворожи мне, и выведи мне, о ком я скажу тебе” . Поколебавшись, волшебница воззвала к духу Самуила – всеми оплакиваемого предшественника Саула. И он узнал Самуила в старике, поднявшемся из земли и одетом в длинную одежду, “… и пал лицом на землю и поклонился” .
Дух Самуила подтвердил, что, оскорбив Господа, Саул потерпит поражение, и тот, услышав это, “… вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем…” . Весь рассказ звучит как сценарий для Гойи. Дух Самуила, закутанный в саван, предвосхищает устрашающие образы ¤0_0_1_0¤Капричос ¤0_0_0_0¤ Гойи. Сальваторе Роза и в самом деле, как никто другой, может считаться родоначальником романтизма.