Древо жизни. Эскиз для Фриза Стокле. Ок.
1905-1909 Это дерево познания, о котором говорится в Апокалипсисе, символ Золотого века, бросает вызов черной птице – символу смерти: так понимали круговорот жизни и Климт и Фрейд.
Как неприятно были удивлены и даже шокированы поклонники “чистого искусства”, воспитанные на классике, привыкшие к строгой жанровой системе, когда вместо людей, животных и пейзажей, вместо портретов и натюрмортом художники стали предлагать сочетание геометрических фигур или линий, яркие цветовые пятна. “Как, и это картина?!” – с негодованием вопрошали некоторые рафинированные эстеты. Сами же модернисты в оправдание и объяснение собственного новаторства писали целые теоретические труда, да только вот, пожалуй, не сильно преуспели – публике все равно подавай нечто понятное и традиционное.
Одним из основоположников австрийского модернизма, земляком и популяризатором идей небезызвестного психиатра З. Фрейда, был художник Густав Климт. Он прекрасно владел академической манерой письма, но никогда не загонял себя ни в какие условные рамки.
Его знаменитое “Древо жизни” отсылает нас к одному из апокалипсических библейских мифов. Сама же интерпретация мифа представлена в орнаменталистском обрамлении. Дерево, конечно, без особого труда угадывается – как-никак, нарисовано оно прямо по центру.
Все оно состоит из своеобразных тропинок, усеянных камнями. Что ж, “дорога жизни”, “жизненный путь” – выражения устойчивые. На одной из веток-тропинок восседает черная птица.
Черный цвет – цвет опасности и смерти. Так символически художник передал вечное противостояние всего органического, природного, живого с темным, мрачным началом в душе каждого человека.