Картина крупнейшего советского художника Б. В. Иогансона “Допрос коммунистов” переносит нас в штаб белых. Идет допрос. Перед озверевшими от ненависти белогвардейскими офицерами стоят молодые мужчина и женщина. Позади стража. За окном равнодушная синева ночи.
Кажется, выхода нет. И вместе с тем мы видим торжество победы этих людей, борющихся за освобождение и счастье своего народа. Они стоят спокойно, даже величественно перед лицом врага.
Молодость, уверенность, сила правоты делают их победителями, несмотря на то, что ждет их смерть.
В лице мужчины – возможно, он комиссар отряда моряков – легкая презрительная усмешка. Женщина, так напоминающая нам Анку-пулеметчицу из книги Фурманова “Чапаев”, не дрогнув, внимательно смотрит на белогвардейцев. Может быть, только сомкнутые кисти рук говорят о сильном душевном напряжении. Внешнему спокойствию и большому внутреннему достоинству молодых коммунистов противостоит смятенность лагеря врагов.
Их позы нервны, беспокойны, угловаты. И в нашей душе поднимается волна удовлетворения – мы вместе с художником ощущаем близкий конец, обреченность белогвардейской ставки. Те, кто сейчас приговорены к смерти, оказываются сильнее тех, кто выносит им приговор.
Художник показал в картине момент остро драматический, когда столкновение представителей двух разных социальных систем привело к выявлению сущности человека – звериной жестокости с одной стороны и героизма с другой. Это момент высшего испытания человеческой личности. И нет большего подвига, нежели подвиг людей, жертвующих своей жизнью во имя правды и справедливости на земле.
Напряженности происходящего соответствует и колорит картины.
Красный ковер, устилающий пол, словно отсвет пожарища, охватившего страну. Красное пятнышко на груди женщины – то ли шарф, то ли майка, – видимое из-под полушубка, загорается как кусочек алого знамени, которому верны коммунисты. Красноватые тона контрастируют с синевой ночи за окном.
Голубовато-зеленоватый мундир на одном из белогвардейцев вырывается ярким пятном, как и позолота кресла. Смелое созвучие красок, контрасты освещения – от ослепительного до провалов черного, – темпераментная, свободная, сочная живопись соответствуют напряженности чувств героев, нарастающей кульминации действия.
Сам художник говорил об идее своего полотна “Допрос коммунистов”: “Красные наступают и должны раздавить белых”.