Картина итальянского живописца Помпео Батони “Диана и Купидон”. Размер картины 84 x 120 см, холст, масло. Одна из лучших картин мифологической тематики зрелого периода творчества художника Помпео Батони известна также под названием “Артемида и Эрот”. Диана, в римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц.
С 5 века до нашей эры отождествлялась с греческой Артемидой и Гекатой. Диану также называли Тривией – богиней трех дорог, это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землей.
В Риме культ Дианы считался неиталийским и был почти нераспространен в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Храм Дианы стал излюбленным местом для переселившихся в Рим латинян, плебеев и рабов, годовщина основания храма стала считаться праздником рабов. Поэтому Диана считалась покровительницей низших классов, из которых и составлялись коллегии ее почитателей. В Риме храм Дианы стоял на Авентинском холме, богиня считалась покровительницей Латинского союза.
С этим храмом связывалась легенда о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что принеся ее в жертву в храме Дианы, он обеспечит своему городу первенство и власть над Италией.
Царь Сервий Туллий хитростью завладел коровой, принес ее в жертву, а рога прикрепил в храме. Диану также отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. Купидон, в римской мифологии божество любви, олицетворение любовной страсти, безотлучный спутник и помощник Афродиты.
Купидон является божеством, соединяющим богов и людей в брачные пары, Гесиод считает его одним из древнейших богов, самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара.
Сапфо повествует о Купидоне как о сыне Урана и Афродиты, Симонид считает Купидона сыном Ареса и Афродиты. Купидон господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы Купидон является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь.
Купидона представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время – с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
Во времена позднего ренессанса и маньеризма купидоны изображались в виде шаловливых мальчиков. Кроме того, Купидон, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Купидона ставились рядом со скульптурами Гермеса. Образ Купидона служил одним из любимых сюжетов для художников и поэтов, являясь вечно живым образом как серьезной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей.