На академической выставке 1842 года картина, изображающая русскую красавицу в церкви, обратила внимание зрителей сюжетом и нарядностью исполнения. Отсутствие “внутреннего, задушевного чувства” не помешало ей стать эталоном салонной живописи “в национальном духе”. В каталоге собрания Ф. И. Прянишникова сообщалось: “Русская пригожая крестьянская девушка в праздничном уборе ставит в церкви свечу пред иконой…
Картина привлекательна и сюжетом, и исполнением.
Народный русский костюм и типы лиц схвачены и переданы молодым живописцем весьма верно. Здесь замечательно также и искусное соединение двух светов: дневного, проникающего сквозь окно храма, и света от теплящихся пред иконами свечей”. Световые эффекты, усиливающие яркость цвета, но нивелирующие живописную фактуру, стали одним из обычных приемов искусства салонного направления наряду с идеализацией образа, академичностью рисунка при невнимании к внутренней конструкции пластической формы и заглаженной, “раскрасочной” живописью.
Тема картины и общее решение принадлежат К. П. Брюллову, о чем свидетельствует его набросок в одном из альбомов. В декабре 1860 года художник представил в Императорскую Российскую миссию картину, изображающую русскую девушку в церкви, “для поднесения оной королеве испанской”. В знак благоволения ему были доставлены от королевы бриллиантовые запонки. Картина неоднократно копировалась. Одно из ее повторений находится в Кимрском районном краеведческом музее.
Известно, что другое до 1941 года хранилось в Киевском музее русского искусства.