Образ русской женщины-крестьянки занимал художника еще с ученических лет. Среди ранних работ Архипова встречаются такие проникновенные, с удивительной реалистической силой написанные небольшие этюды, как “Старуха с прялкой”, “Старуха с мешком на коленях”, а также жанровые картины, посвященные житейским будням и безрадостной доле женщины-крестьянки царской России. Но только в советскую эпоху художник всецело посвятил себя этой задаче и образ женщины-крестьянки занял первенствующее место в искусстве Архипова.
С молодой энергией, с настойчивостью и упорством исканий, свойственными всегда художнику, пишет он красочные, жизнерадостные портреты цветущих, веселых крестьянок, одетых в пестрые, нарядные ситцы, полных нерастраченных сил, здоровья и душевного равновесия. Одними из лучших в серии названных портретов являются “Девушка с кувшином” и “Крестьянка в зеленом фартуке”, принадлежащие Государственной Третьяковской галерее. Лицо “Девушки с кувшином” нельзя назвать красивым, но оно привлекает молодостью и жизнерадостностью.
На девушке яркая одежда, делающая праздничным весь ее облик. Оранжевая кофта, розовый передник и красная юбка дают очень красивое сочетание горячих, пылающих цветов. Цвета эти звучат еще сильнее, подчеркнутые темным пятном стены и интенсивной голубизной эмалированной чашки, которую держит крестьянка.
Прекрасно написаны нитка бус и полива глиняного кувшина.
Пышные рукава кофты, широкая юбка скрывают линии фигуры, но форма выявлена, и очень пластично, объемно написаны лицо и шея. Броская красочность портрета оправдана и закономерна. Она один из компонентов раскрытия образного содержания. Художника радует облик цветущей деревенской девушки с уверенным и смелым взглядом, покоряющей своей непосредственностью и жизнерадостностью.
Она для него – олицетворение силы, здоровья и светлого будущего народа, пробудившегося к активной и свободной жизни.