“Летом 1897 года Борисов-Мусатов исполняет этюды к Maternite. Большинство из них – Девушка с агавой, Дама в качалке, Агава, В парке – хранится в Третьяковской галерее. Главным “героем” в них является солнце, ослепительное, яркое, – солнце как источник жизни… Лучшая работа лета 1897 года – этюд Агава. В нем нашли блестящее претворение уроки Парижа.
Это произведение художника, уже прекрасно владеющего методом и техникой импрессионистической живописи и одновременно хорошо знакомого с открытиями постимпрессионизма. Оно исполнено живо, смело, артистично”.
Мне кажется, фамилия обязывает автора к более основательному суждению. Это мастерские, но простые по замыслу картины. В Девушке с агавой несколько персонажей: на зеленом лугу с обильной травой на пне стоит глиняный горшок с высоким комнатным растением – агавой.
Вьющееся растение, похожее на лиану.
Впереди девушка по пояс в белом закрытом платье: голова опущена, смотрит в землю, уголки губ вниз. Общее впечатление от лица печали и сосредоточенной задумчивости. У нее черные, собранные сзади в пучок волосы.
На лице чуть заметные, а в волосах очень сильные синие рефлексы. Идея картины легко просматривается в цветке. Нижние листья его уже высохли, сжались, пожелтели. Чуть выше – зеленые листья раскинулись широко в стороны, некоторые перегнулись.
В центре – плотный пучок почти синих острых сочных листьев тянется вверх. Лиана предлагает помощь, опору, но синие листья помощь отвергают.
Девушка в печали: какие-то надежды ее не оправдались, на душе горечь, взгляд устремлен вниз, но в голове уже рождается решимость преодолеть тягостное состояние. В Агаве цветовые решения несколько иные, но смысл картины тот же. Нижние листья даны на ярком свету, центральный пучок листьев сочно зеленый. Фоном цветка служит разноцветная земля, переходящая вверху в синее – символ духовного неба. В него и устремлены зеленые стрелы растения.
Дух, духовное в человеке – цель и опора его, стимул обновления. И сам человек, находящий опору в себе, как агава, от древнегреческого – “достойный удивления”.