Полотно поражает каждого, кто его увидел, своими насыщенными тонами, подсознательно вызывает осенние ароматы и подталкивает к тому, чтобы дотянуться рукой до ягод рябины. Натюрморт, изображенный художником – это мгновение, которое он выхватил из своей обыденной жизни, ведь осенние букеты стоят дома у каждого из нас.
Интересно само расположение букета – возле окна. Этот прием создает особое освещение, игру светотеней. Прозрачная банка с водой, в которой стоит букет дает возможность зрителю посмотреть, как в воде причудливо сплетаются стебли растения и солнечные лучи.
Стоит заметить, что такой прием – один из ключевых в творческом стиле Герасимова, то именно в этой картине он наиболее ярок и уместен.
Сам же натюрморт, выполненный сочетаниями ярко-красной и желтой палитры, демонстрирует щедрость времени сбора урожая и его неповторимые краски. Сюжет картины достаточно прост – это комбинация плодов с растениями на столе, покрытом скатертью, возле окна. Композиционное решение “Даров осени” типичное для натюрморта. Центральную часть занимает ваза с рябиновыми ветвями, прогнувшимися вниз от тяжести гроздей ягод. Они приковывают к себе внимание зрителя и являются главным “персонажем” всего полотна.
Передний план занимает тарелка с яблоками, которые напоминают плоды из Мичуринска, города-сада, родины Герасимова. Каждый увидевший их зритель невольно желает оказаться в яблоневом саду в осеннюю пору, ощутить запах плодов и укусить сочную мякоть яблока. Рядом с тарелкой с яблоками расположены подсолнечники, где уже нету половины семечек.
Эти растения подчеркивают общее настроение картины, а небольшой грибок словно говорит о том, что уже пришла грибная пора.
Классические традиции натюрморта использованы в этой картине. Основной принцип такого изображения предметов – букет возле окна или плоды в центральной части картины. Что касается основных понятий натюрморта, то он подразумевает под собой группу вещей, как одушевленных, так и неодушевленных, но всегда изолированных от природной среды.
Зрители могут увидеть гриб, подсолнечник и рябину на картине “Дары осени”, которые уже не находятся в своей естественной среде. Натюрморт, как правило, презентует предметы, небольшие по размеру и все они имеют прямое отношение к человеческому быту. Натюрморт требует деталей, поэтому на полотне Герасимова тщательно прорисованы гроздья рябины, семена подсолнечника и каждый листик.
Все элементы картины взаимосвязаны между собой, но, между тем, представляют самостоятельные предметы. Так, два наполовину пустых подсолнуха приносят интригу в сюжет, ведь художник не дает ответа на вопрос о том, куда делась вторая половина семечек. Зритель сам решает, выклевали их птицы или кто-то из домочадцев попробовал осенний подарок.
Роль подсолнуха в традиционных представлениях людей о природе неоднозначна. Он является символом солнечного света, и в то же время достатка и богатства. Кроме этого, подсолнух означает семью, а его собранные в одном гнезде семена – людей в родном доме.
Художник использует несколько иное значение этого растения: для него игра контрастных цветов на лепестках означает не что иное, как природные богатства и щедрость земли по отношению к людям.
Единственный предмет на картине, не имеющий принадлежности к группе – это гриб. Зритель снова должен догадаться, как он оказался на полотне. Кто-то скажет, что он случайно вырос возле дома автора, а кто-то подумает, что этот предмет появился как плод воображения художника.
Так или иначе, именно грибок подчеркивает взаимосвязь природных ресурсов.
Миска с зелеными яблоками – это одновременно и символ библейского запретного плода, и сладости, и достатка. Солнечные блики на них подталкивают зрителя к радостному настроению и вызывают мощнейшие вкусовые ассоциации.
Доминирует на картине, конечно же, букет рябины, который несет основную смысловую нагрузку и расставляет колористический акцент. Ветви алого цвета настолько тяжелы, что сгибаются вниз. Сам букет просто огромный – он полностью закрывает окно.
Кроме этого, он задает общее настроение и подчеркивает общий тон картину. Насыщенный красный цвет заставляет все предметы выглядеть не обычно, а роскошно, сытно, так, как и должны выглядеть сокровища природы. Каждый, кто знаком с поэтами серебряного века, невольно вспомнит строки Цветаевой “красною кистью рябина зажглась”.
Теперь у этих людей есть возможность увидеть, что же имела в виду поэтесса, какой именно красный цвет. Рябина ка картине Герасимова горит огнем – это по-королевски роскошный оттенок, который означает достаток. Алые грозди рябины еще раз демонстрируют, что осень доживает свои последние дни, а воспоминания об этом ярком букете будут согревать долгими зимними вечерами.
Солнечные лучи через окно словно ласкают только сорванные гроздья. Игра контрастов на картине – это синтез прозрачной вазы, зеленых листьев, сочных яблок и скатерти на столе. Остальные элементы – грибок, подсолнухи, даже стены, не имеют привычных для зрителя оттенков. Красный цвет рябины сумел изменить и их.
Создается впечатление будто ведро краски алого цвета просто распылили по картине, оставив лишь черные семена подсолнечника.
Оконный свет придает “Дарам осени” яркости, делает краски четкими и насыщенными. Прямые лучи солнца словно делают все природные богатства еще сочнее, еще ярче – они словно балуют зрителя одним своим видом.
“Дары осени” – это натюрморт-настроение, который дарит возможность полюбоваться последними лучиками света, насладиться их теплом и, укусив сочное яблоко, еще раз поразиться количеству красных оттенков на картине.