Картина художника Тициано Вечеллио “Даная” из цикла картин на поэтические темы для испанского короля. Размер картины 119 x 187 см, холст, масло. Заказчик – Филипп II Испанский, 1553-1562.
В образах, посвященных, казалось бы, утверждению чувственных радостей жизни, явно слышится новая трагическая нота. Уже его “Даная” несет в себе новые черты по сравнению с предшествующим периодом. Действительно, “Даная”, в отличие от “Венеры Урбинской” поражает нас своеобразным драматизмом, который пронизывает всю картину.
Конечно, художник влюблен в реальную красоту земной жизни, и Даная прекрасна, притом откровенно чувственной красотой. Но характерно, что Тициан вводит теперь мотив драматического переживания, мотив развития страсти. Изменяется сам художественный язык мастера.
Тициан смело берет цветовые и тональные соотношения, сочетая их с как бы светящимися тенями. Благодаря этому он передает подвижное единство формы и цвета, четкого контура и мягкой моделировки объема, которые помогают воспроизвести натуру, полную движения и сложных изменчивых соотношений. В “Данае” мастер еще утверждает красоту счастья человека, но образ уже лишен былой устойчивости и спокойствия. Счастье – уже не постоянное состояние человека, оно обретается лишь в минуты яркого порыва чувств.
Недаром ясной величавости “Любви земной и небесной” и спокойной неге “Венеры Урбинской” здесь противостоит ощущение взволнованного порыва сильных чувств.
Исключительно выразительно сопоставление Данаи с грубой старой служанкой, которая жадно ловит в протянутый фартук монеты золотого дождя, алчно следя за его потоком. Циничная корысть грубо вторгается в картину: в произведении драматически сплетаются прекрасное и уродливое, возвышенное и низменное. Красоте человечески яркого и свободного чувства Данаи противопоставляются цинизм и грубое корыстолюбие.
Это столкновение характеров подчеркивается контрастом грубой, узловатой руки старухи и нежного колена Данаи, почти соприкасающихся друг с другом.
В какой-то мере при всем различии образов Тициан здесь находит решение, напоминающее композицию его картины “Динарий кесаря”. Но там сопоставление полного моральной красоты образа Христа с темным уродливым лицом фарисея, воплощающим грубую хитрость и низменные человеческие страсти, приводит к утверждению абсолютного превосходства и победы гуманного начала над низменным и жестоким.
В “Данае”, хотя Тициан и утверждает победу счастья, силы уродства и злобы уже приобрели известную самостоятельность. Старуха не только оттеняет по контрасту красоту Данаи, но и противопоставляется ей. Вместе с тем именно в эти годы Тициан создает новую серию своих поистине прекрасных картин, посвященных воспеванию чувственного очарования женской красоты.