Левитан, как это верно выразил Бенуа, “чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы”. Левитан – это целая полоса в русской живописи. Друзья, знатоки и любители искусства поражались его отточенному мастерству, его “виртуозности в обращении с цветом, мазком”, уменью насытить картину солнцем, светом.
Говорили, что никто, как Левитан, не умеет отбирать нужные краски для передачи самого существенного в пейзаже, а главное, не умеет так по-своему, “по-левитановски” показать “то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование”. Потому левитановский пейзаж не без основания приравнивали к Тургеневской природе.
В середине 1890-х годов Левитан обращался к образам “Цветущих яблонь”, написав ряд этюдов и небольшую картину с этим названием, нежно и ласково запечатлев бело-розовую кипень и светлую зелень весеннего сада, напоив его изображение “румяным светом” и чувством “цветущего блаженства мая” . “Плес открыл Левитана…” – так говорили многие. Но и художник “открыл” никому не ведомый до него уголок. “Совершенно новыми приемами и большим мастерством поражали нас всех этюды и картины, что привозил Левитан с Волги”, – говорил Нестеров.
Русский художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан, работая с 1888 по 1890 год в Плесе, как нельзя лучше понял и испытал на себе всю силу эмоционального воздействия плесских пейзажей. Около 200 работ, выполненные им в Плесе принесли Левитану широкую известность, а Плесу с тех пор была уготована счастливая судьба – он стал подлинной “Меккой” пейзажистов. Работа Исаака Левитана “Цветущие яблони” является гордостью собрания музея.