В 1860-х годах Николай Николаевич Ге стал обращаться к религиозной тематике, тем самым продолжив традицию, которая сложилась в творчестве А. А. Иванова.
На хуторе Ивановское в Черниговской губернии Ге жил до самой смерти. Здесь он размышлял о последних днях Христа и приступил к созданию евангельского цикла произведений.
В 1860-1880-е годы русское общество волновали вопросы о морали, добре и зле, о несовершенстве природы человека, вариантах перерождения человека в этом мире. Все это было выражено в литературе и живописи. Эти вопросы Ге поставил в своем евангельском цикле настолько остро, что его картины или вызывали полное неприятие или восторг некоторых ценителей живописи.
Его картины запрещалось показывать в частных собраниях и на выставках.
Общество в первую очередь шокировал образ Христа. У Ге он не богочеловек, а обычный человек со всеми противоречивыми стремлениями души.
В произведении “Что есть истина? ” Ге в самом названии обозначает главный вопрос эпохи. Композиция строится на противопоставлении двух противоположных мировоззрений. Пилат, проходящий мимо Христа, не намерен вести длительный спор, так как решение им уже принято.
Пилат размещен на переднем плане в залитом солнечным светом пространстве. Художник изображает его со спины, благодаря складкам его одежд фигура напоминает античную колонну.
Христос же напротив, изображен в тени. Он словно загнан в угол, но выражение его лица говорит о готовности противостоять злу. Христос далек от смирения и верит в свою истину. Но его истина для Пилата расположена во тьме, где он ее не видит.
Прокуратор поднял руку в вопрошающем жесте, который словно разделяет пространство между двумя героями.
Целью художника было создать такое произведение, которое способно пробудить душу к размышлениям и заставить задуматься о проблемах бытия.