“Постоянно экспериментируя, на этом портрете Ренуар хочет добиться ощущения ослепительного солнечного сияния. Освещая копну рыжих волос и падая из-за спины девушки на страницы раскрытой книги, свет отражается от белой бумаги на очаровательном молодом лице.
Повсюду играют солнечные блики. Кисть художника не скользит мягкими широкими касаниями по зерни холста. Краски положены густо, отдельными пятнами.
Так, например, с близкого расстояния видно, что большой светлый бант на шее девушки написан густыми белилами, а поверх и рядом с ними четкими раздельными мазками проложены голубая, синяя и яркие красные краски. Вблизи мы видим густое, почти штриховое письмо, но отдаляясь от портрета, обнаруживаем, что, соединяясь вместе, эти разноцветные пятна и штрихи, сливаясь, передают трудно уловимую игру отраженного от белых страниц книги солнечного света на большом банте шейного платка.
Такими же разнообразными приемами наложения краски на холст от густого пятна, штриха ирастирания краски по грунту кистью, шпателем или даже пальцем, создана сочная красочная симфония, передающая прелесть освещенной солнцем головы и лица. Ренуар уловил мгновенное впечатление. Портрет, несмотря на статичность простой композиции, фиксирует быстро проходящую и постоянно меняющуюся цветовую и воздушную атмосферу самого облика читающей девушки.
Простейший сюжетный мотив не отвлекает, а наоборот, сосредотачивает внимание зрителей на самой живописи, на том, с каким мастерством, граничащим с волшебством, изображена освещенная солнцем голова модели. Можно и дальше подробно разобрать, как Ренуар передавал на холсте мгновенно меняющиеся впечатления от нежной кожи лица, от восхитительных волос медового цвета. Можно отметить контрастный всему образу темный синий фон портрета и намеченные за головой очертания рамы окна, сквозь которое ильется этот ослепительный свет, или рассказать, как на темную кофту положен светлый облик, обозначивший плечо и подчеркнувший объемность фигуры девушки.
А еще лучше один раз увидеть этот шедевр, чтобы понять, что “Читающая девушка” Ренуара – одна из вершин французского импрессионизма.
Портрет интересен еще и тем, что краски на нем положены рельефно, и если взглянуть на него пристально, то заметны объемные возвышения красочного слоя, особенно в тех местах, где Ренуар старался добиться передачи сложных световых эффектов. Рисунок здесь не играл особенной роли. Он формировался цветом.
Поэтому его контуры зыбки и неопределенны. Впоследствии Ренуар совершенно по-иному будет относиться к рисунку в своих композициях. Но сейчас, в период расцвета импрессионистической живописи, рисунок играл подчиненную роль, в отличие от академической живописи тех лет, где он занимал главное место.”