Это полотно Стаббс написал в возрасте 76 лет, доказав своим недоброжелателям, что и в старости не растерял ни сил, ни мастерства. На картине изображен Хэмблтопец, один из самых знаменитых рысаков своего времени.
Художник запечатлел жеребца после изнурительного забега, в котором он обошел своего не менее знаменитого соперника по кличке Даймонд. Вот что писал об этих скачках, состоявшихся в марте 1799 года, лондонский “Спортивный журнал”: “Жокеи безжалостно погоняли обоих коней кнутом и шпорами, при этом особенно сильно досталось Хэмблтонцу.
К концу скачек он был совершенно избит”. Владелец Хэмблтонца, сэр Генри Вейн-Темпест, заказал Стаббсу два портрета своего любимца. На одном из них мастер должен был изобразить жеребца во время скачек, на другом – сразу же после победы.
Возможно, Стаббс рассчитывал впоследствии сделать офорты с этих картин и заработать хоть немного денег, чтобы поправить свои невеселые дела.
Но отношения его с заказчиком неожиданно испортились, и ему пришлось обратиться в суд, чтобы получить триста гиней, причитавшиеся за работу. Теперь уже не представляется возможным установить, что именно послужило причиной ссоры. Можно предположить лишь, что Вейн-Темпест ожидал увидеть совсем другой портрет своего лучшего рысака – героический и помпезный.
А получил картину с до полусмерти загнанным жеребцом, которого обтирают двое мрачных конюхов.